Безопасность на автотранспорте

Взрыв топливовоздушных смесей на автотранспорте

Взрыв топливовоздушных смесей на автотранспорте

13.03.2013

Возможность взрывов топливовоздушных смесей (ТВС) или газопаровоздушных смесей (ГПВС) в самом пассажирском транспортном средстве невысока. Для реализации события потребуется пронести в транспортное средство значительное количество легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), как правило, в специальной таре. Скрытно это сделать весьма сложно, так как правилами безопасности запрещается перевозка горючих веществ и ЛВЖ в пассажирском транспорте. Воздействие взрывов ТВС на транспорт более реально при авариях с выбросом ЛВЖ или горючих газов на рядом расположенных взрывопожароопасных объектах трубопроводах, а также другом транспорте при перевозке ЛВЖ.

При взрывах топливовоздушных смесей на рядом расположенных взрывопожароопасных объектах может привести к повреждению рядом проходящего автобуса и возникновению пожара.

Характерной особенностью взрыва является его быстротечность. Время взрыва исчисляется тысячными долями секунды. Температура достигает десятков тысяч градусов по Цельсию. Взрывные газы сохраняют свое разрушительное воздействие на определенном расстоянии.

Последствия взрывов зависят от мощности и среды, в которой происходит взрыв.

Поражающие факторы взрыва: воздушная ударная волна, струи газов, осколки, высокая температура пламени, световое излучение, резкий звук.

Способы определения взрыва

Общественный автотранспорт может подвергнуться воздействию взрыва ТВС (ГПВС) при авариях на рядом расположенных ВПОО, МТ. Факт данного события будет одновременно определен всеми пассажирами по внешним признакам – воздействию ВУВ, высокой температуры, резкому звуку.

Сценарии развития

Сценарии развития ЧС в автобусе при взрыве ТВС (ГПВС) при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с автомобильной дорогой образуют группу Т-Г, и могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий Т-ГА-1: попадание автобуса в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с автодорогой, сопровождающихся выбросом большого количества тяжелых газов > внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) > воздействие ВУВ на автобус > барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) автобуса > возникновение пожара при горении оставшегося количества газов > воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации на людей и автобус > термические поражения пассажиров и водителя, возгорание > внезапная остановка автобуса > массовые поражения пассажиров и водителя, выгорание всего автобуса > оказание помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований;
  • Сценарий Т-ГА-2: попадание автобуса в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с автодорогой > внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) > воздействие ВУВ на автобус > барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) автобуса > возникновение пожара и воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации оставшегося количества ЛВЖ (ГГ) на людей в зоне выброса и пролива (распространения) ЛВЖ (ГГ) > термическое поражение пассажиров и водителя, возгорание > остановка автобуса после выхода из зоны действия поражающих факторов пожара > эвакуация пассажиров из горящего автобуса > принятие мер по тушению возгораний с привлечением инициативной группы пассажиров > выгорание автобуса > оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий Т-ГА-3: попадание автобуса в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с автодорогой, сопровождающихся выбросом большого количества тяжелых газов > внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) > воздействие ВУВ на салон автобуса > барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) салона > возникновение пожара при горении оставшегося количества газов > воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации на людей > термические поражения пассажиров, возгорание автобуса > остановка автобуса после выхода из зону действия поражающих факторов пожара > эвакуация пассажиров из горящего атобуса > оказание помощи пострадавшим.
  • Сценарий Т-ГБ-1: попадание автобуса в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с автодорогой > внесение источника зажи-гания, взрыв облака ТВС (ГПВС) > воздействие ВУВ на салон автобуса > барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) салона > возникновение пожара и воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации оставшегося количества ЛВЖ (ГГ) на людей в зоне выброса и пролива (распространения) ЛВЖ (ГГ) > термическое поражение отдельных пассажиров > оказание помощи пострадавшим.

Действия при взрыве топливовоздушной смеси

Быстротечность процесса не позволяет предпринять какие-либо реальные действия по спасению, защите здоровья и жизни человека в момент взрыва. Поэтому основное внимание должно уделяться оказанию помощи пострадавшим, ликвидации последствий взрывов, предотвращению распространения пожаров и возникновения паники.

После взрыва необходимо:

  • быстро оценить свое состояние здоровья, наличие травм, их местонахождение;
  • принять меры к предотвращению пожара и паники;
  • при отсутствии травм, оказать помощь пострадавшим, вывести их из автобуса;
  • в случае травмирования оказать себе помощь, остановить кровотечение, покинуть автобус, защитить органы дыхания от попадания в них дыма с помощью мокрой ткани;
  • позвать на помощь;
  • не предпринимать активных самостоятельных действий, которые могут ухудшить здоровье и осложнить ситуацию, сохранять тепло и силы, не делать лишних движений.


Безопасность на автотранспорте