Безопасность на водном транспорте

Пожар на судне

Пожар на судне

13.03.2013

К основным причинам возникновения пожара на судне относятся:

  • неосторожное или небрежное обращение с открытым огнем, нагреватель-ными приборами, небрежное курение;
  • неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;
  • попадание топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов и выхлопных трубопроводов;
  • искрообразование при работе котлов, камбузных печей и при ударах;
  • воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов;
  • нарушение правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем;
  • разряды статического и атмосферного электричества;
  • самовоспламенение грузов, в том числе в результате смешения несовместимых опасных грузов;
  • самовозгорание материалов.

Поражающие факторы пожара на судне:

  • дым;
  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Пожар на судне распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1ч. Линейная скорость распространения горения по жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4-0,5; по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4-1,8, пластиком 0,7-0,8 м/мин. Среднее значение скорости распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2+2,5м/мин.

При возникновении пожара на судне, люди начинают паниковать, поэтому оценить ситуацию, возможные пожарные риски и выработать оптимальный план действий в такой ситуации бывает сложно. Для того чтобы сократить количество жертв необходимо правильно себя вести.

Способы определения

Факт возникновения или возможного возникновения пожара на судне можно установить, получив оповещение (извещение) о пожаре по средствам системы оповещения о пожаре, или информацию от других пассажиров, а также определив событие самостоятельно, по внешним признакам.

Способы определения возникновения пожара следующие:

  • обнаружение факта срабатывания пожарной сигнализации;
  • получение сигнала оповещения о пожаре по системе оповещения;
  • получение тревожной информации о возникновении пожара от персонала дежурных служб (лиц), от других пассажиров;
  • обнаружение факта срабатывания систем пожаротушения;
  • задымление помещений;
  • визуальное обнаружение открытого огня;
  • появление запаха гари, горящих материалов;
  • нагрев стен (перегородок, переборок, перекрытий), изменение их внешнего вида;
  • резкое повышение температуры воздуха.

К характерным особенностям возникновения пожара на судне следует отнести следующие:

  • резкое повышение температуры окружающей среды;
  • выброс токсических продуктов горения;
  • воздействие тепловой радиации;
  • возможность локализации ЧС в начальной стадии, в том числе подручными средствами и нарастание скорости развития пожара в последующем.

Сценарии развития

Инициирующими событиями возникновения пожара на судне могут быть следующие:

а) нарушения правил перевозки грузов (хранение, перевозка и использование на судне легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) — керосина, бензина, масел, эфира, нитролака, краски и т.п.);

б) неосторожное или небрежное обращение с открытым огнем, нагреватель-ными приборами, небрежное курение;

в) неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;

г) террористический акт с поджогом.

Исходя из причин возгораний, определены группы сценариев с пожаром:

  • РТ-ПА – пожар при нарушении правил перевозки грузов;
  • РТ-ПВ – пожар при неисправностях в системе электроснабжения судна;
  • РТ-ПГ – пожар при совершении террористического акта с поджогом.

Далее, по группам сценариев рассмотрены нелинейные сценарии развития ЧС с пожаром на судне.

Пожары на судне при нарушении правил перевозки грузов (хранение, пере-возка и использование на судне легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) — керосина, бензина, масел, эфира, нитролака, краски и т.п.) носят локальный характер, и при своевременном обнаружении могут быть потушены первичными средствами пожаротушения или подручными средствами. Опасность будут представлять те случаи, когда факт возгорания своевременно обнаружен не был, и пожар распространился на значительную часть судна.

Сценарии, включенные в группу РТ-ПА, и связанные с пожаром при нарушении правил перевозки грузов, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий РТ-ПА-1: пролив ЛВЖ в помещении (каюте) судна > внесение источника зажигания > воспламенение пролитой ЛВЖ > развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени на всё помещение > неэффективность действий по эвакуации пассажиров в соседние помещения > массовая гибель пассажиров при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > перенос пламени на все судно > гибель пассажиров судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > затопление судна;
  • Сценарий РТ-ПА-2: пролив ЛВЖ в помещении (каюте) судна > внесение источника зажигания > воспламенение пролитой ЛВЖ > развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени на всё помещение > передача информации о пожаре экипажу судна > эвакуация пассажиров из горящего в соседние помещения судна > травмирование (получение ожогов различной степени тяжести) отдельных пассажиров при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения, единичные случаи летальных исходов > организация тушения пожара на судне > оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий РТ-ПА-3: пролив ЛВЖ в помещении (каюте) судна > внесение источника зажигания > воспламенение пролитой ЛВЖ > своевременное обнаружение пожара и сообщение о нем экипажу > локализация пожара пролива ЛВЖ первичными (подручными) средствами пожаротушения > прибытие членов экипажа и окарауливание места горения.

Сценарии, включенные в группу РТ-ПБ, и связанные с пожаром при неосторожном обращении с огнем лиц, находящихся на судне, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий РТ-ПБ-1: возгорание элементов помещения судна при неосторожном обращении с огнем > развитие пожара при непринятии (неэффективном или несвоевременном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени на все помещение > неэффективность действий по эвакуации пассажиров в соседние помещения > массовая гибель пассажиров при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > перенос пламени на все судно > гибель пассажиров судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > затопление судна;
  • Сценарий РТ-ПБ-2: возгорание элементов помещения судна при неосторожном обращении с огнем > развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени на всё помещение > передача информации о пожаре экипажу судна > эвакуация пассажиров из горящего в соседние помещения судна > травмирование (получение ожогов различной степени тяжести) отдельных пассажиров при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения, единичные случаи летальных исходов > организация тушения пожара на судне > оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий РТ-ПБ-3: возгорание элементов помещения судна при неосторожном обращении с огнем > своевременное обнаружение пожара и сообщение о нем экипажу > локализация пожара первичными (подручными) средствами пожаротушения > прибытие членов экипажа и окарауливание места горения.

Сценарии, включенные в группу РТ-ПВ (сценарии РТ-ПВ-1, РТ-ПВ-2, РТ-ПВ-3) и связанные с пожаром при неисправностях в системе электроснабжения судна, в целом, аналогичны соответствующим сценариям группы РТ-ПБ, и отличаются только по инициирующему событию.

Сценарии, включенные в группу РТ-ПГ, и связанные с пожаром при совершении террористического акта с поджогом, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий РТ-ПГ-1: поджог пролива ЛВЖ в масштабе всего помещения судна с блокированием пассажиров в помещении (каютах) > распространение пламени на все помещение > массовая гибель пассажиров судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения, при выпрыгивании из горящего помещения за борт > выгорание помещения (кают) и перенос пламени на помещения и все судно > массовая гибель пассажиров при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения;
  • Сценарий РТ-ПГ-2: поджог пролива ЛВЖ в масштабе всего помещения судна с блокированием пассажиров в помещении (каютах) > распространение пламени на все помещение > массовая гибель пассажиров помещения при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения, при выпрыгивании из горящего помещения за борт > передача информации о пожаре капитану судна > организация эвакуации пассажиров из горящих помещений и тушение пожара экипажем > поиск и оказание помощи пострадавшим.
  • Сценарий РТ-ПГ-3: поджог пролива ЛВЖ на судне > своевременное обнаружение пожара и сообщение о нем экипажу > локализация пожара пролива ЛВЖ первичными (подручными) средствами пожаротушения > прибытие членов экипажа и окарауливание места горения.

Действия пассажиров в случае пожара на судне

На пассажирских судах обязательно должна быть информация для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре в каюте или обнаружении его признаков на судне, а также другая информация, которую администрация судна считает необходимой. На пассажирских судах, перевозящих иностранцев, информация должна быть изложена на русском и английском языках, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений.

В пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.

В течение 24 часов после посадки пассажиров в начальном пункте рейса, а также после посадки большого количества пассажиров в промежуточных пунктах с использованием средств радиосвязи или путем сбора пассажиров должен быть проведен инструктаж о мерах пожарной безопасности, которые они должны соблюдать в рейсе.

При проведении инструктажа пассажиров следует ознакомить с:

  • противопожарным режимом на судне;
  • действием противопожарных дверей;
  • средствами пожарной сигнализации, первичными средствами тушения пожара;
  • путями эвакуации из конкретных кают, отсеков, зон;
  • расположением аварийных выходов и с местами сбора пассажиров по тревоге;
  • местоположением индивидуальных и коллективных спасательных средств;
  • действиями пассажиров при возникновении пожара.

При дальнейшем следовании в рейсе необходимо ежедневно проводить передачу по судовой радиотрансляции о соблюдении пассажирами противопожарного режима на судне. Текст передачи утверждается капитаном судна и может быть записан на магнитную ленту.

На пассажирских 2 - 4-палубных судах в целях своевременного обнаружения пожара необходимо вести постоянный контроль за соблюдением противопожарного режима.

Мероприятия по контролю должны состоять из:

  • обхода производственных и служебных помещений по утвержденным капитаном судна маршрутам;
  • проверки соблюдения пассажирами установленного на судне противопожарного режима;
  • проверки положения противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну;
  • немедленного оповещения вахтенного начальника об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара.

О результатах выполнения данных мероприятий делается соответствующая запись в вахтенном журнале.

В целях предупреждения пожара пассажирам, находящимся на борту, запрещается:

  • перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие взрыво-, пожароопасные вещества и предметы;
  • использовать электронагревательные приборы (утюги, электроплитки, электрокипятильники, электрочайники и т.п.) в не отведенных для этих целей местах;
  • оставлять включенными при уходе из каюты приборы освещения, вентиляторы, фены и другие переносные электроприборы;
  • накрывать включенные торшеры и настольные лампы предметами из горючих материалов;
  • подносить огонь к термоизвещателям пожарной сигнализации, а также подвешивать на них какие-либо предметы.

При использовании пассажирских судов под гостиницы должны быть приняты дополнительные меры по обеспечению противопожарного режима и эвакуации проживающих:

  • на борту судна должен находиться в наличии экипаж, обеспечивающий пожарную безопасность судна;
  • не менее 3 членов экипажа в каждой смене должны иметь допуск для работы в изолирующих дыхательных аппаратах;
  • вестись постоянный учет проживающих, а также контроль за пропуском людей;
  • планы эвакуации проживающих с распределением кают за членами экипажа, отвечающими за эвакуацию из них людей, должны корректироваться в соответствии с фактическим заселением кают;
  • должна быть обеспечена возможность экстренной эвакуации проживающих на берег по трапам, устанавливаемым с главной и второй палуб (не менее двух с каждой) через открываемые проходы в леерном ограждении палуб;
  • бункеровка судна топливом должна осуществляться только в дневное время и по возможности с минимальным количеством проживающих в этот момент на борту;
  • производство огневых и огнеопасных работ при наличии проживающих запрещается;
  • поддерживаться готовность к немедленному действию всех систем пожаротушения, имеющихся на судне;
  • осуществляться непрерывное наблюдение за пультом пожарной сигнализации;
  • обеспечиваться исправность и работоспособность телефонной и радиосвязи с пожарной охраной и диспетчером причала (порта);
  • пожарные подъезды к урезу воды должны быть в течение всего периода стоянки судна свободны для проезда пожарной автотехники в соответствии с планом пожаротушения;
  • должен быть разработан план пожаротушения на судне.


Безопасность на автотранспорте