Безопасность на воздушном транспорте

Аварийная посадка авиационного транспорта

Аварийная посадка авиационного транспорта

16.03.2013

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Ввиду того, что сразу после вынужденной посадки на землю или на воду самолет может загореться или быстро затонуть, очень важно, чтобы пассажиры в самолете в момент удара при посадке не потеряли сознание и были в состоянии быстро и без посторонней помощи оставить самолет, когда он остановится. Поскольку наиболее тяжелыми являются ранения головы, следует в первую очередь обеспечить ее защиту. Переломы конечностей, например рук, по сравнению с ранениями головы можно считать менее важными; однако они также имеют большое значение в том случае, когда требуется быстро покинуть самолет. Поэтому при вынужденной посадке необходимо сделать все возможное, чтобы предохранить голову от удара.

Основной причиной гибели пассажиров при вынужденных посадках являются тяжелые травмы головы и туловища в момент удара самолета при посадке; ожоги в этом отношении играют второстепенную роль. Большая скорость распространения огня требует быстрых спасательных действий; минуты и даже секунды могут решить вопрос жизни или смерти.

Способы определения аварийной посадки

Об условиях аварийной посадки воздушного судна пассажиров информируют командир экипажа и бортпроводники. При этом они выдают краткий инструктаж по действиям пассажиров при посадке и после нее.

Сценарии развития

Сценарии аварийных посадок определяются условиями, в которых выполняется данное действие. Аварийные посадки могут быть осуществлены как на суше, так и воде. Исходя из этого определены группы сценариев:

  • А-КА – аварийная посадка воздушного судна на суше;
  • А-КБ – аварийная посадка воздушного судна на воду.

Сценарии, включенные в группу А-КА, и связанные с аварийной посадкой воздушного судна на сушу, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий А-КА-1.1: аварийная посадка воздушного судна на суше > частичное разрушение воздушного судна с возникновением пожара на борту > массовые травмирование и гибель пассажиров, экипажа > экстренное покидание салона уцелевшими пассажирами и их выход на безопасное расстояние > оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирам другими пассажирами, экипажем > оказание квалифицированной помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований и в ходе ведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара;
  • Сценарий А-КА-1.2: аварийная посадка воздушного судна на суше > частичное разрушение воздушного судна > травмирование и гибель отдельных пассажиров, членов экипажа > экстренное покидание салона пассажирами > оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирам другими пассажирами, экипажем > оказание квалифицированной помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований и в ходе ведения аварийно-спасательных работ;
  • Сценарий А-КБ-1.1: аварийная посадка воздушного судна на воду > частичное разрушение воздушного судна с возникновением пожара на борту > массовые травмирование и гибель пассажиров, экипажа > экстренное покидание салона уцелевшими пассажирами и их отход на безопасное расстояние при затоплении судна > оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирам другими пассажирами, экипажем > спасение выживших пассажиров;
  • Сценарий А-КА-1.2: аварийная посадка воздушного судна на воду > травмирование и гибель отдельных пассажиров, членов экипажа > подготовка пассажиров к экстренной эвакуации из салона при угрозе затопления воздушного судна > организованное покидание воздушного судна в подготовленные средства спасания на воде > оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирам другими пассажирами, экипажем > ожидание прибытия помощи.


Безопасность на автотранспорте