Безопасность на автотранспорте

Пожар в пассажирском салоне общественного транспорта

Пожар в пассажирском салоне общественного транспорта

16.03.2013

Пожары на автомобильном общественном транспорте (в автобусах) представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в салоне автобуса.

Пожары на общественном транспорте могут возникнуть, как в результате преднамеренных действий (поджог, террористический акт), так и случайных воздействий (неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования; несоблюдение мер пожарной безопасности на транспортном средстве, удар молнии, пожары на рядом расположенных ПВОО и МТ, другом транспорте, перевозящем взрывопожароопасные грузы).

Поражающие факторы пожара в автобусе:

  • дым;
  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Как и в любом другом случае, когда пожар возникает в транспорте, пожар в автобусе может быть очень опасен для людей. Во-первых, автобус находится в движении. Во-вторых, в таких условиях трудно локализовать огонь, если она начал распространяться по салону. В-третьих, возможности по экстренной эвакуации пассажиров их горящего салона ограничены и проходят в весьма стесненных условиях.

Кроме того, люди начинают паниковать, поэтому оценить ситуацию, возможные пожарные риски и выработать оптимальный план действий в такой ситуации бывает сложно. Для того чтобы сократить количество жертв необходимо правильно себя вести.

Способы определения возникновения пожара

Пожар в салоне автобуса может быть определен по факту появления открытого огня, дыма, запаха горящих материалов, а также по нагреву корпуса (перегородок, перекрытий) салона, видимому изменению их внешнего вида, резкому повышению температуры воздуха в салоне.

Характерными особенностями пожара в салоне автобуса являются его скоротечность и высокая интенсивность, выброс большого количества токсических продуктов горения, углекислого газа, стесненность условий для проведения экстренной эвакуации пассажиров. Кроме того, следует учитывать, что в автобусах имеется топливо, что может привести к резкому увеличению интенсивности пожара или взрыву паров.

Сценарии развития

Определены следующие сценарии:

  • Т-ПА – пожар в салоне автобуса при невозможности его своевременной локализации;
  • Т-ПБ – пожар в салоне автобуса при условии его локализации.

Сценарии с пожаром в салоне автобуса могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий Т-ПА-1: возникновение возгорания в салоне автобуса > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени по салону > неэффективность действий по эвакуации пассажиров из салона > массовая гибель пассажиров автобуса при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > полное выгорание корпуса автобуса;
  • Сценарий Т-ПА-2: возникновение возгорания в салоне автобуса > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > гибель и поражение (отравление токсичными продуктами горения, получение ожогов) части пассажиров автобуса в ходе экстренной эвакуации > прибытие пожарных расчетов и тушение транспортного средства > оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий Т-ПБ-1: возникновение возгорания в салоне автобуса > своевременное обнаружение возгорания > остановка транспортного средства и проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > локализация пожара первичными (подручными) средствами пожаротушения > поражение отдельных пассажиров автобуса при воздействии высоких температур и токсичных продуктов в ходе экстренной эвакуации > оказание помощи пострадавшим.

Правильные действия населения

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест необходимо встать в центре салона, держаться за поручень для большей устойчивости. Обратить внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

При пожаре в автобусе необходимо:

  • немедленно сообщить о пожаре водителю, потребовать остановиться и открыть двери (используется кнопка аварийного открывания дверей). Использовать для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
  • как можно быстрее и без паники покинуть салон, помогая тем, кто слаб или находится в состоянии шока;
  • при блокировании дверей использовать для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбить стекла обеими ногами или твердым предметом;
  • покидать салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
  • выбравшись из салона, отойти подальше, так как могут взорваться баки с горючим;
  • сообщить о пожаре в пожарную часть;
  • вызвать полицию и "Скорую помощь", оказать первую помощь пострадавшим.


Безопасность на автотранспорте