Безопасность на железнодорожном транспорте

Пожар на подвижном составе

Пожар на подвижном составе

17.03.2013

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Пожары на подвижном составе могут возникнуть, как в результате преднамеренных действий (поджог, террористический акт), так и случайных воздействий природно-техногенного характера (неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования; несоблюдение мер пожарной безопасности на транспортном средстве, удар молнии, пожары на рядом проложенных трубопроводах, другом транспорте при перевозке взрывопожароопасных грузов).

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин, в течение 15 – 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.

Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • воздействие открытого пламени;
  • высокая температура окружающей среды;
  • задымление, пониженное содержание кислорода в воздухе;
  • воздействие токсичными продуктами горения, образующимися при пожаре.

Как и в любом другом случае, когда пожар возникает в транспорте, пожар в поезде может быть очень опасен для людей. Во-первых, поезд находится в движении. Во-вторых, в таких условиях трудно локализовать огонь, если она начал распространяться по вагонам.

Кроме того, люди начинают паниковать, поэтому оценить ситуацию, возможные пожарные риски и выработать оптимальный план действий в такой ситуации бывает сложно. Для того чтобы сократить количество жертв необходимо правильно себя вести.

Способы определения возникновения пожара

Установить факт возникновения или возможного возникновения пожара в поезде можно, получив оповещение (извещение) о пожаре по средствам оповещения или от других лиц, а также определив событие самостоятельно, по внешним признакам.

Способы определения возникновения пожара следующие:

  • обнаружение факта срабатывания пожарной сигнализации;
  • получение сигнала оповещения о пожаре по системе оповещения о пожаре;
  • получение тревожной информации о возникновении пожара от персонала дежурных служб (лиц), от других пассажиров транспорта, сторонних лиц;
  • обнаружение факта срабатывания систем пожаротушения.
  • задымление помещений;
  • визуальное обнаружение открытого огня;
  • появление запаха гари, горящих материалов.
  • нагрев стен (перегородок, перекрытий), изменение их внешнего вида,
  • резкое повышение температуры воздуха.

К характерным особенностям возникновения пожара в поезде следует отнести следующие:

  • резкое повышение температуры окружающей среды;
  • выброс токсических продуктов горения;
  • воздействие тепловой радиации;
  • возможность локализации ЧС в начальной стадии, в том числе подручными средствами. Нарастание скорости развития пожара в последующем;
  • исключение воздействия опасных факторов на человека за счет экстренной эвакуации на незначительные расстояния;
  • отсутствие необходимости в дальнейшем использовании средств индивидуальной защиты после выхода за пределы очага горения и/или задымления.


Безопасность на автотранспорте