Безопасность на железнодорожном транспорте

Пожар на подвижном составе метро

Пожар на подвижном составе метро

20.03.2013

Пожары в метро представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

При пожаре возможны:

  • наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;
  • быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;
  • трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;
  • ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на боевых участках;
  • наличие оборудования, находящегося под высоким напряжением.

На станциях при пожаре электропоезда:

  • интенсивное задымление объема станции происходит в течение 7-12 мин;
  • объемная температура на противоположной платформе и у входа на эскалатор достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара;
  • время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин.

В служебных помещениях:

  • при вскрытии этих помещений горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин;
  • к моменту обнаружения очагов в подплатформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены;
  • быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс эвакуации и поиск очага пожара.

В сооружениях эскалаторного комплекса:

  • высокая линейная скорость распространения огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин);
  • очень высокая среднеобъемная температура (80-930 °С) создается через 6-7 мин после развития пожара;
  • при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит;
  • обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора;
  • интенсивное выделение токсичных продуктов.

Поражающие факторы пожара в метрополитене:

  • дым;
  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Как и в любом другом случае, когда пожар возникает в транспорте, пожар в поезде может быть очень опасен для людей. Во-первых, поезд находится в движении. Во-вторых, в таких условиях трудно локализовать огонь, если она начал распространяться по вагонам.

Кроме того, люди начинают паниковать, поэтому оценить ситуацию, возможные пожарные риски и выработать оптимальный план действий в такой ситуации бывает сложно. Для того чтобы сократить количество жертв необходимо правильно себя вести.

Способы определения возникновения пожара

Установить факт возникновения или возможного возникновения пожара в поезде метрополитена можно, получив оповещение (извещение) о пожаре по средствам оповещения или от других лиц, а также определив событие самостоятельно, по внешним признакам.

Способы определения возникновения пожара следующие:

  • обнаружение факта срабатывания пожарной сигнализации;
  • получение сигнала оповещения о пожаре по системе оповещения о пожаре;
  • получение тревожной информации о возникновении пожара от персонала дежурных служб (лиц), от других пассажиров транспорта, сторонних лиц;
  • обнаружение факта срабатывания систем пожаротушения;
  • задымление помещений;
  • визуальное обнаружение открытого огня;
  • появление запаха гари, горящих материалов;
  • нагрев стен (перегородок, перекрытий), изменение их внешнего вида;
  • резкое повышение температуры воздуха.

К характерным особенностям возникновения пожара в поезде следует отнести следующие:

  • резкое повышение температуры окружающей среды;
  • выброс токсических продуктов горения;
  • воздействие тепловой радиации;
  • возможность локализации ЧС в начальной стадии, в том числе подручными средствами. Нарастание скорости развития пожара в последующем;
  • исключение воздействия опасных факторов на человека за счет экстренной эвакуации на незначительные расстояния;
  • отсутствие необходимости в дальнейшем использовании средств индивидуальной защиты после выхода за пределы очага горения и/или задымления.


Безопасность на автотранспорте