Безопасность на железнодорожном транспорте

Сход подвижного состава с рельсов

Сход подвижного состава с рельсов

12.03.2013

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов включая преднамеренные действия. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах.

При сходе подвижного состава с рельсов и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

При сходе с рельсов пассажирских поездов преимущественно преобладают поверхностные повреждения мягких тканей (до 60%) и черепно-мозговые травмы (до 30%). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40%) и комбинированными (до 60%) поражениями.

Способы определения

Сход подвижного состава с рельсов сопровождается нарушениями его движения, как правило, полным прекращением, опрокидыванием части вагонов. При этом вероятно возникновение пожара, задымление. Пассажиры, находящиеся в неповрежденных вагонах в хвостовой части поезда, и не пострадавшие при столкновении, могут определить факт столкновения по поведению поезда, а также визуально.

Сценарии развития

При сходе поездов с рельсов, в зависимости от дорожных условий и скорости движения, возможны опрокидывание локомотивов и части вагонов (крушение поезда). В случае если скорость движения поезда незначительна, а ж.д. проложена не в насыпи, то сход с рельсов может произойти без опрокидывания вагонов. С учетом этого определяются группы сценариев развития ЧС:

ЖД-СА – сценарии схода с рельсов поезда, сопровождающиеся опрокидыванием локомотивов и части вагонов (крушение поезда);

ЖД-СБ – сценарии схода с рельсов поезда без опрокидывания локомотивов и части вагонов.

Сценарии группы ЖД-СА при сходе с рельсов поезда, сопровождающиеся опрокидыванием локомотивов и части вагонов (крушение поезда), могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий ЖД-СА-1.1: сход с рельсов и опрокидывание локомотивов и части вагонов (крушение поезда) → массовые травмирование и гибель пассажиров, работников поездной и локомотивной бригады → экстренное покидание вагонов уцелевшими пассажирами → оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирами, работниками поездной бригады → оказание квалифицированной помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований и в ходе ведения аварийно-спасательных работ;
  • Сценарий ЖД-СА-1.2: сход с рельсов и опрокидывание локомотивов и части вагонов (крушение поезда) → массовые травмирование и гибель пассажиров, работников поездной и локомотивной бригады → возникновение пожара в отдельном или нескольких вагонах → экстренное покидание вагонов уцелевшими пассажирами → оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирами, работниками поездной бригады → оказание квалифицированной помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований, в ходе ведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара;
  • Сценарий ЖД-СБ-1.1: сход с рельсов части вагонов без их опрокидывания → травмирование отдельных пассажиров, работников поездной и локомотивной бригады → проведение экстренной эвакуации пассажиров из вагонов → оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий ЖД-СБ-1.2: столкновение поездов при условии принятия мер по экстренной остановке составов → сход с рельсов части вагонов без их опрокидывания → травмирование отдельных пассажиров, работников поездной и локомотивной бригады → возникновение пожара в отдельном вагоне → проведение экстренной эвакуации пассажиров из вагонов → организация тушения пожара в загоревшемся вагоне первичными средствами пожаротушения силами поездной бригады с привлечением инициативной группы пассажиров → оказание помощи пострадавшим.

Правильные действия населения

При крушении или экстренном торможении необходимо закрепиться, чтобы не упасть. Для этого надо схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара необходимо держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо быстро выбираться из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбить окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход нужно выбираться только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне необходимо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходить от пожара в передние вагоны. Если это невозможно – нужно идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, необходимо подготовить защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Необходимо помнить о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, при необходимости нужно помочь пассажирам других купе разбить окна, а также вытаскивать пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, необходимо отойти от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляться от него нужно прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).


Безопасность на автотранспорте