Безопасность на железнодорожном транспорте

Взрыв топливовоздушных смесей

Взрыв топливовоздушных смесей

12.03.2013

Возможность взрывов топливовоздушных смесей (ТВС) или газопаровоздушных смесей (ГПВС) в самом пассажирском транспортном средстве невысока. Для реализации события потребуется пронести в транспортное средство значительное количество легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), как правило, в специальной таре. Скрытно это сделать весьма сложно, так как правилами безопасности запрещается перевозка горючих веществ и ЛВЖ в пассажирском транспорте. Воздействие взрывов ТВС на транспорт более реально при авариях с выбросом ЛВЖ или горючих газов на рядом расположенных взрывопожароопасных объектах трубопроводах, а также другом транспорте при перевозке ЛВЖ.

При взрывах топливовоздушных смесей на рядом расположенных взрывопожароопасных объектах может привести к повреждению вагонов рядом проходящего состава и возникновению пожара.

Характерной особенностью взрыва является его быстротечность. Время взрыва исчисляется тысячными долями секунды. Температура достигает десятков тысяч градусов по Цельсию. Взрывные газы сохраняют свое разрушительное воздействие на определенном расстоянии.

Последствия взрывов зависят от мощности и среды, в которой происходит взрыв.

Поражающие факторы взрыва: воздушная ударная волна, струи газов, осколки, высокая температура пламени, световое излучение, резкий звук.

Способы определения

Воздействию взрыва ТВС (ГПВС) при авариях на рядом расположенных ВПОО, МТ может подвергнуться весь состав, поэтому факт данного события будет одновременно определен всеми пассажирами поезда по внешним признакам – воздействию ВУВ, высокой температуры, резкому звуку.

Далее рассмотрены нелинейные сценарии развития ЧС в поезде при взрыве ТВС (ГПВС) при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с железной дорогой (ж.д.).

Сценарии развития

Сценарии развития ЧС в поезде при взрыве ТВС (ГПВС) при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с ж.д. образуют группу ЖД-Г, и могут разви-ваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий ЖД-ГА-1: попадание поезда в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с ж.д., сопровождающихся выбросом большого количества тяжелых газов → внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) → воздействие ВУВ на вагоны поезда → барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) вагона → возникновение пожара при горении оставшегося количества газов → воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации на людей и подвижной состав → термические поражения пассажиров и членов поездной бригады, возгорание вагонов, локомотива → внезапная остановка поезда → массовые поражения пассажиров и членов поездной бригады, выгорание всего подвижного состава → оказание помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований;
  • Сценарий ЖД-ГА-2: попадание поезда в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с ж.д. → внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) → воздействие ВУВ на вагоны поезда → барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) вагона → возникновение пожара и воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации оставшегося количества ЛВЖ (ГГ) на людей и подвижной состав в зоне выброса и пролива (распространения) ЛВЖ (ГГ) → термическое поражение пассажиров и членов поездной бригады, возгорание отдельных вагонов → остановка поезда после выхода из зоны действия поражающих факторов пожара → эвакуация пассажиров из горящего поезда → принятие мер по тушению возгораний поездной бригадой с привлечением инициативной группы пассажиров → отцепление горящего вагона (вагонов) → выгорание вагона (вагонов) → оказание помощи пострадавшим;
  • Сценарий ЖД-ГА-3: попадание поезда в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с ж.д., сопровождающихся выбросом большого количества тяжелых газов → внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) → воздействие ВУВ на вагоны поезда → барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) вагона → возникновение пожара при горении оставшегося количества газов → воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации на людей и подвижной состав → термические поражения пассажиров и членов поездной бригады, возгорание вагонов, локомотива → остановка поезда после выхода из зону действия поражающих факторов пожара → эвакуация пассажиров из горящего поезда → оказание помощи пострадавшим.
  • Сценарий ЖД-ГБ-1: попадание поезда в зону загазованности при авариях на ВПОО, МТ, расположенных рядом с ж.д. → внесение источника зажигания, взрыв облака ТВС (ГПВС) → воздействие ВУВ на вагоны поезда → барические поражения, поражение людей осколками стекла, элементами (частями) вагона → возникновение пожара и воздействие открытого пламени высокой интенсивности и тепловой радиации оставшегося количества ЛВЖ (ГГ) на людей и подвижной состав в зоне выброса и пролива (распространения) ЛВЖ (ГГ) → термическое поражение отдельных пассажиров и членов поездной бригады → оказание помощи пострадавшим.

Правильные действия населения

Быстротечность процесса не позволяет предпринять какие-либо реальные действия по спасению, защите здоровья и жизни человека в момент взрыва. Поэтому основное внимание должно уделяться оказанию помощи пострадавшим, ликвидации последствий взрывов, предотвращению распространения пожаров и возникновения паники.

После взрыва необходимо:

  • быстро оценить свое состояние здоровья, наличие травм, их местонахождение;
  • примите меры к предотвращению пожара и паники;
  • при отсутствии травм необходимо оказать помощь пострадавшим, вывести их из вагона;
  • в случае травмирования окажите себе помощь, остановите кровотечение, постарайтесь покинуть вагон, защитите органы дыхания от попадания в них дыма с помощью мокрой ткани;
  • позовите на помощь;
  • не предпринимайте активных самостоятельных действий, которые могут ухудшить ваше здоровье и осложнить ситуацию, сохраняйте тепло и силы, не делайте лишних движений.


Безопасность на автотранспорте