Безопасность на автотранспорте

Дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие

12.03.2013

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Каждый год в мире случаются автокатастрофы с автобусами, которые шокируют количеством жертв. Особенно часто это случается на туристических курортах, длительных междугородних маршрутах, в сложных дорожных условиях. Причины ДТП, наиболее характерные в этом случае – усталость водителей, потеря концентрации. Больше половины подобных трагедий случаются, когда водитель засыпает за рулем, и тяжелая машина на большой скорости становится совершенно неуправляемой. Очень часто, если авария с участием автобуса происходит именно по такому сценарию, специалисты впоследствии не находят следов торможения в принципе. На полном ходу транспортное средство, полное людей, врезается в опоры, дорожные ограждения или встречные автомобили. Заканчивается все это часто опрокидыванием, которое чревато блокированием людей в салоне.

Способы определения

Факт ДТП определяется по резкому удару и сотрясению всего салона, сопровождающихся резкой остановкой, а иногда и опрокидыванием, автобуса.

Сценарии развития

Сценарии ДТП с участием автобуса определяются в зависимости от послед-ствий аварии. Аварии могут произойти, как с опрокидыванием автобуса, так и с сохранением его вертикального положения. Исходя из этого определены группы сценариев:

  • Т-КА – ДТП с опрокидыванием автобуса;
  • Т-КБ – ДТП с сохранением вертикального положения автобуса.

Сценарии групп Т-КА и Т-КБ, которые могут сопровождаться пожаром в салоне автобуса, рассмотрены в предыдущем подразделе.

Сценарии, включенные в группу Т-КА, и связанные с опрокидыванием автобуса, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий Т-КА: ДТП с опрокидыванием автобуса → травмирование и гибель части пассажиров → экстренное покидание салона пассажирами → оказание само- и взаимопомощи пострадавшим пассажирам другими пассажирами, экипажем → оказание квалифицированной помощи пострадавшим после прибытия аварийно-спасательных формирований и в ходе ведения аварийно-спасательных работ;
  • Сценарий Т-КБ: ДТП с сохранением вертикального положения автобуса → травмирование и гибель отдельных пассажиров → экстренное покидание салона пассажирами → оказание помощи пострадавшим пассажирам.

Правильные действия населения

Если авария автобуса неизбежна, и машина несется в сторону препятствия или на встречную полосу, необходимо наклониться вперед, упереться скрещенными руками в переднее кресло, и защитить ими голову. Ноги следует вытянуть, если есть возможность, упереться ими в подножку, но не подсовывать под кресло (свое или переднее). Так риск получить переломы становится заметно ниже.

В случае если при аварии автобуса пассажиры находятся в вертикальном положении, не рекомендуется цепляться за поручни, сиденья, других людей. При слабом ударе все будет нормально и без того, а при сильном такое поведение просто увеличит вероятность травм. Напротив, при угрозе удара надо сгруппироваться, защитить голову, прижаться к полу.

Если автобус попал в ДТП, необходимо:

  • сохранять самообладание в любой ситуации;
  • быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покидать автобус только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оценить обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определить степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постараться самостоятельно выбраться из автобуса и помочь всем пострадавшим покинуть автобус. В случае невозможности это сделать успокоится, не делайть резких движений, принять оптимальную позу, позовать на помощь, ждать спасателей;
  • покинуть автобус через двери, окна, люки;
  • отойти на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовать сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков;
  • оказать помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постараться погасить огонь подручными сред-ствами или вызвать специалистов;
  • сохранить все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автобуса в воду его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автобуса под воду.


Безопасность на автотранспорте