Безопасность на железнодорожном транспорте

Взрыв конденсированных взрывчатых веществ на ЖД

Взрыв конденсированных взрывчатых веществ на ЖД

13.03.2013

Взрывы конденсированных взрывчатых веществ (КВВ) могут произойти, как в самом транспортом средстве, так и вне его. Как правило, взрывы КВВ на пассажирском транспорте, возможны в случае совершения террористических актов, и ограничиваются количеством КВВ до нескольких десятков килограммов в тротиловом эквиваленте. Кроме того, не следует исключать возможность воздействия на пассажирское транспортное средство взрывов КВВ при их транспортировке на другом виде транспорта, в первую очередь, по железной дороге.

Основными поражающими факторами при взрыве являются воздушная ударная волна, осколочные поля, метательное воздействие окружающих предметов, термический фактор (высокая температура и пламя), воздействие токсичных продуктов взрыва и горения, психогенный фактор.

Взрывная травма возникает при поражающем воздействии взрыва на людей в замкнутом пространстве и характеризуется открытыми и закрытыми ранениями, травмами, контузией, кровоизлияниями, в том числе во внутренние органы человека, разрывами барабанных перепонок, переломами костей, ожогами кожи и дыхательных путей, удушьем или отравлением, посттравматическим стрессовым расстройством.

Способы определения

При оценке возможности определения населением факта взрыва в поезде уместно говорить о случаях взрывов КВВ в соседних вагонах, или, в случае взрыва незначительного (не более 50 г в тротиловом эквиваленте) количества КВВ, в удаленных местах вагона (в соседних купе, туалетной комнате, тамбуре).

Взрыв КВВ сопровождается ударной волной в упругих средах, в том числе воздушной (ВУВ). При этом пассажиры соседних вагонов могут услышать громкий хлопок, почувствовать сотрясение корпуса вагона. С учетом того, что взрывы, как правило, сопровождаются последующими возгораниями (пожарами) определить факт негативного события можно по появлению задымления, открытого огня, запаху продуктов горения.

Характерной особенностью взрыва КВВ, с точки зрения оценки возникновения и последствий данного события, является его внезапность и практически одномоментное создание всей негативной обстановки (без учета последующих пожаров и токсического воздействия продуктов горения, а также увеличение количества летальных исходов в случае неоказания своевременной медицинской помощи). Кроме этого, первые минуты ЧС осложняются, с одной стороны, паникой среди легко пострадавших и не пострадавших пассажиров, с другой стороны, замешательством в принятии экстренных мер в начальный период ЧС по локализации последствий взрыва и оказанию помощи пострадавшим.

Другой особенностью взрыва КВВ является то, что ударной волной может быть разрушена часть вагона, включая его ходовую часть. В этом случае возможны сход с рельсов части вагонов и/или крушение поезда.

Сценарии развития

Инициирующими событиями взрыва КВВ в поезде могут быть следующие:

  • нарушения правил перевозки грузов (хранение, перевозка в вагоне КВВ, изделий, содержащих КВВ);
  • действия из хулиганских побуждений;
  • террористический акт со взрывом КВВ.

Исходя из причин взрывов, определены группы сценариев со взрывом КВВ:

  • ЖД-ВА – взрыв КВВ при нарушении правил перевозки грузов;
  • ЖД-ВБ – взрыв КВВ при преднамеренных действиях из хулиганских побуждений;
  • ЖД-ВВ – взрыв КВВ при совершении террористического акта.

Далее, по группам сценариев рассмотрены нелинейные сценарии развития ЧС со взрывом КВВ в поезде.

Взрывы КВВ в поезде при нарушении правил перевозки грузов (незаконный провоз боеприпасов, тротиловых шашек, взрывателей), ввиду небольшой мощности взрыва будут иметь локальный характер, и, в случае своевременных правильных действий, их последствия (например, возникновение пожара) могут быть локализованы, а число летальных исходов — сведено к минимуму.

Сценарии, включенные в группу ЖД-ВА, и связанные со взрывом КВВ при нарушении правил перевозки грузов, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий ЖД-ВА-1: взрыв боеприпаса с КВВ (тротиловой шашки, взрывателя и т.п.) в вагоне поезда при нарушении правил перевозки грузов и неаккуратном обращении с ними → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение пассажиров осколками оболочки и мелкими незакрепленными предметами → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения (дальнейшее развитие сценария аналогично описываемы сценариям группы ЖД-ПА).
  • Сценарий ЖД-ВА-2: взрыв боеприпаса с КВВ (тротиловой шашки, взрывателя и т.п.) в вагоне поезда при нарушении правил перевозки грузов и неаккуратном обращении с ними → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение пассажиров осколками оболочки и мелкими незакрепленными предметами → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → принятие мер по локализации возгораний, сообщение о факте взрыва начальнику поезда → оказание первой медицинской помощи пострадавшим → при необходимости (по обстановке) – эвакуация (пересадка) пассажиров в соседние вагоны либо остановка поезда и высадка пассажиров → оказание первой врачебной помощи и доставка пострадавших в лечебные учреждения.

Последствия подрыва КВВ при преднамеренных действиях из хулиганских побуждений будут зависеть от целей этих действий. В случае если хулиганские действия произведены с целью вандализма, то их последствия, как правило, будут иметь экономический ущерб, а количество пострадавших составит единицы или будет отсутствовать вовсе. Такие взрывы проводятся либо в безлюдном вагоне, либо в тамбуре, туалетной комнате, других помещениях при отсутствии в них людей.

В случае если действия имели цель причинить ущерб кому-нибудь (по при-чине ссоры в вагоне, разбирательств с пассажиром при его незаконном проезде или провозе грузов и т.п.), то взрыв будет сопровождаться поражением людей. Число пострадавших при этом не превысит количество, определенное для локальной ЧС.

Сценарии, включенные в группу ЖД-ВБ, и связанные со взрывом КВВ при преднамеренных действиях из хулиганских побуждений, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий ЖД-ВБ-1: подрыв боеприпаса с КВВ (тротиловой шашки, взрывателя и т.п.) в вагоне поезда при совершении акта вандализма → барическое воздействие ВУВ на корпус вагона → частичное разрушение или повреждение элементов вагона, возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения (дальнейшее развитие сценария аналогично описываемы сценариям группы ЖД-ПА, ЖД-ПБ).
  • Сценарий ЖД-ВБ-2.1: подрыв боеприпаса с КВВ (тротиловой шашки, взрывателя и т.п.) в вагоне поезда с целью воздействия на часть окружающих пассажиров или на членов обслуживающей бригады поезда → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение отдельных пассажиров осколками оболочки и мелкими незакрепленными предметами → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения (дальнейшее развитие сценария аналогично описываемы сценариям группы ЖД-ПА, ЖД-ПБ).
  • Сценарий ЖД-ВБ-2.2: подрыв боеприпаса с КВВ (тротиловой шашки, взрывателя и т.п.) в вагоне поезда с целью воздействия на часть окружающих пассажиров или на членов обслуживающей бригады поезда → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение отдельных людей осколками оболочки и мелкими незакрепленными предметами → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → принятие мер по локализации возгораний, сообщение о факте взрыва начальнику поезда → оказание первой медицинской помощи пострадавшим → при необходимости (по обстановке) – эвакуация (пересадка) пассажиров в соседние вагоны либо остановка поезда и высадка пассажиров → оказание первой врачебной помощи и доставка пострадавших в лечебные учреждения.

Последствия подрыва КВВ при террористическом акте аналогичны сценарию ЖД-ВБ, но будут иметь максимальный социальный ущерб, а масштаб их последствий будет зависеть от количества примененного КВВ.

Сценарии, включенные в группу ЖД-ВГ, и связанные со взрывом КВВ при террористическом акте, могут развиваться по следующим цепочкам событий.

  • Сценарий ЖД-ВВ: взрыв КВВ в вагоне поезда с целью воздействия на окружающих пассажиров и членов обслуживающей бригады поезда → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение части пассажиров вагона осколками оболочки и осколочными элементами боеприпаса → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → развитие пожара при непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения (дальнейшее развитие сценария аналогично описываемы сценариям группы ЖД-ПА, ЖД-ПБ).
  • Сценарий ЖД-ВВ: взрыв КВВ в вагоне поезда с целью воздействия на окружающих пассажиров и членов обслуживающей бригады поезда → барическое воздействие ВУВ на окружающих, поражение части пассажиров вагона осколками оболочки и осколочными элементами боеприпаса → возникновение отдельных очагов возгораний вблизи места взрыва → принятие мер по локализации возгораний, сообщение о факте взрыва начальнику поезда → оказание первой медицинской помощи пострадавшим → при необходимости (по обстановке) – эвакуация (пересадка) пассажиров в соседние вагоны либо остановка поезда и высадка пассажиров → оказание первой врачебной помощи и доставка пострадавших в лечебные учреждения.

Правильные действия населения

Целесообразные действия пассажиров при взрыве (угрозе взрыва):

  • Не подходить к взрывоопасным предметам и не трогать их.
  • При угрозе взрыва лечь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей.
  • Если произошел взрыв, принять меры к предотвращению пожара и паники, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Действия проводников при взрыве:

  1. Немедленно сообщить начальнику поезда о месте, масштабах и последствиях взрыва в вагоне; сообщить информацию о взрыве проводникам соседних вагонов.
  2. Если нет прямой связи, сообщить информацию о взрыве проводникам со-седних вагонов, через них вызвать начальника поезда и электромеханика.
  3. Остановить поезд стоп-краном, отключить все потребители электроэнергии высокого и низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения в ночное время.
  4. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим с привлечением для этой цели медицинских работников из числа пассажиров поезда.
  5. Совместно с проводниками поездной бригады и наиболее подготовленными для этого гражданами из числа пассажиров поезда (работники МВД, военнослужащие и т.д.) организовать эвакуацию пассажиров в соседние вагоны и предотвращение случаев мародерства.

Для этого:

  • открыть двери всех купе, торцевые двери и зафиксировать их. Объявить порядок эвакуации пассажиров в соседние вагоны до остановки поезда, после чего убедиться в отсутствии пассажиров в вагоне и только тогда закрыть тамбурные двери;
  • при остановке поезда, если эвакуация пассажиров не закончена, обеспечить открытие и фиксацию тамбурных, боковых и торцевых дверей (а при отсутствии высокой платформы- и фартуков) обоих тамбуров в вагоне и закрепить их на защелки.

По прибытии сотрудников специальных подразделений и служб доложить старшему о принятых мерах и всех известных обстоятельствах события.


Безопасность на автотранспорте